Как устроено ГБО

ГБО - газобаллонное оборудование для автомобилей по классификации стран СНГ бывает 2, 4, 5 и 6 поколений (в Европе классификация немного другая).

ГБО 2 поколения устанавливается на карбюраторные двигатели, которые вытесняются инжекторным впрыском, потому на нем мы акцентировать внимание не будем.

Самым популярным пока что остается ГБО 4 поколения, которое занимает большую часть рынка газобаллонного оборудования. Но скоро и оно будет вытеснено более современными поколениями, устройство которых в общих чертах мы и рассмотрим дальше.

Устройство ГБО 4 поколения


Как устроено ГБО 4 поколения

ГБО 4 поколения устанавливается на двигатели с распределенным типом впрыска.
Состоит ГБО из 2-х частей: миникита (все то, что устанавливается под капотом) и баллона с комплектующими.

Баллон ГБО бывает тороидальный (круглой формы, устанавливающийся вместо запаски) и цилиндрический.

По виду закачиваемого топлива баллоны бывают метановые и пропан-бутановые.
Пропан-бутан закачивается в сжиженном виде под давлением 16 атм. ,
Метан так сжать нельзя, потому давление в метановом баллоне - до 200 атм. Из-за громоздкости баллонов метан используется очень редко.

В баллоне ГБО установлен мультиклапан с отсекателем.
Отсекатель настраивается так, чтобы баллон заправлялся максимум на 80%, чтобы нивелировать температурное расширение.
Мультиклапан не дает газу выходить из баллона и стравливает давление при превышении отметки 25 атм.

С баллона газ подается на редуктор через медные или термопластиковые магистрали.

Устройство миникита следующее:

  • Редуктор. Служит для снижения давления и перевода сжиженного газа в газообразное. Имеет фильтры жидкой и газовой фазы, а также отсек для конденсата (одорантов, добавляемых для запаха на случай утечки). Исходящее давление на редукторе в среднем 1 атм. (регулируется в зависимости от мощности двигателя);
  • Форсунки. Устанавливаются поодиночно или на рампу. Подают газ во впускной коллектор;
  • ЭБУ (электронный блок управления). "Мозги" ГБО. Которые отвечают за каждый этап подачи топлива. Интегрированные датчики температуры сгорания смеси и давления передают на ЭБУ данные, на основании которых происходит корректировка состава топливной смеси.

Иногда в систему добавляют вариатор угла опережения зажигания. Из-за разного октанового числа бензина и пропан-бутана время сгорания и выделяемая температура отличаются. Вариатор позволяет исключить вероятность прогорания клапанов, корректируя момент поджига. Также для контроля температуры смеси некоторые ЭБУ оснащаются функцией довпрыска бензина для разбавления смеси.

Устройство ГБО 5 поколения


Как устроено ГБО 5 поколения

Устройство ГБО 5 поколения кардинально отличается от устройства ГБО 4.
Оборудование устанавливается на двигатели с непосредственным типом впрыска, где форсунки стоят в блоке цилиндров.
В отличие от ГБО 4 система ГБО 5 подает в цилиндры сжиженный газ.

Система подачи устроена следующим образом:

  • в газовый баллон устанавливается насос, который поддерживает в системе давление 16 атм.;
  • в редукторе необходимость отпадает, как и необходимость врезки в систему охлаждения. Пропан-бутан подается в сжиженном виде на форсунки, которые распыляют газ в цилиндры;
  • газовые форсунки устанавливаются в головку блока цилиндров.

Так как бензиновые форсунки также врезаны в блок, если их не использовать, произойдет закоксовывание. Потому газ чередуется с бензином, в среднем пропан-бутаном удается замещать до 80% топлива.

Устройство ГБО 6 поколения


Как устроено ГБО 6 поколения

Специфика некоторых машин иностранного производства такова, что ЭБУ ГБО 5 поколения невозможно адаптировать под родную электронику машины. Родной блок попросту не воспринимает ЭБУ ГБО. Здесь на помощь приходит ГБО 6 поколения, которое по принципу подачи топлива похоже на ГБО 5.

Система также оснащена газовым насосом, который приводится в действие открытием двери. Это позволяет запускать двигатель на газу.

Газовых форсунок нет, пропан-бутан подается на адаптированные бензиновые форсунки, а переход на бензин (при необходимости) происходит через распределительный блок.

В заключении добавим, что с недавних пор появилась возможность установки ГБО и на дизельные двигатели без кардинального перестроения системы впрыска двигателя. Но газодизельное ГБО кардинально отличается от ГБО на бензиновые двигатели, потому это тема отдельной статьи. Остались вопросы - задавайте в комментариях!

Раздел: 
ОЦЕНИТЕ МАТЕРИАЛ: 
Голосов еще нет