Механизм музыкальной шкатулки

Вокруг музыкальной шкатулки всегда существовал романтический ореол.
Музыкальная шкатулка - это особая вещь, от неё веет чем-то старинным, и даже немного волшебным. Она является и музыкальным инструментом и красивым предметом интерьера.
Изготовление музыкальной шкатулки трудоемкий процесс, требующий от её создателя знаний в нескольких областях, утонченного вкуса и музыкального слуха. Для её изготовления требуется произвести около сотни операций вручную.

Механизм музыкальной шкатулки

Музыкальная шкатулка - это своеобразный автоматический музыкальный инструмент, производящий звуки при помощи калков, закрепленных во вращающемся валике или диске, которые цепляют зубья гребенки и играет мелодия. У некоторых более сложных шкатулок есть крошечный барабан и маленькие колокольчики в дополнение к металлической гребенке.


Механизм музыкальной шкатулки состоит из 5 деталей:

  1. Станина или подставка. Она является основанием, на которой закреплены остальные части. Подставку делают из металла.
  2. Заводной ключ или рукоятка для того, чтобы завести механизм.
  3. Пружинный механизм (их может быть несколько, или пружина может быть больше, для того чтобы продлить время звучания мелодии) позволяет проигрывать музыкальное произведение от одной минуты до нескольких часов.
  4. Гребенка - плоская металлическая часть со множеством настроенных зубьев различной длины. Чем зубец короче, тем звук выше, а чем зубец длиннее, тем звук ниже.
  5. Цилиндр - вращающаяся часть механизма с штырьками или калками (выполняют функцию нотного листа), которые цепляют за зубья гребенки, и получается мелодия. Чем диаметр цилиндра больше, тем длиннее и сложнее мелодия.

Гребенка
Бывают цилиндры с несколькими мелодиями. Для этого используют больше чем один набор штифтов на этом же цилиндре. Штифты для второго и последующего музыкальных произведений находятся немного смещено по отношению к предыдущему. С помощью специального привода цилиндр перемещается относительно гребенки, устанавливается соединение различного набора штифтов с зубцами гребенки. Также существовали модели со сменными цилиндрами и дисками.


На качество звука безусловно влияют и материалы из которых сделана музыкальная шкатулка.
Очень важна сталь из которой делают гребенку.
Материал корпуса тоже важная часть музыкальной шкатулки, он должен отвечать следующим требованиям: быть тонким, обеспечивать вибрацию и в тоже самое время быть прочным и устойчивым, для того чтобы удерживать шкатулку с музыкальным механизмом внутри неё.
Часто в шкатулках делали композиции из движущихся фигурок.

Механизм классической музыкальной шкатулки бывает двух видов, ручной и заводной.
Ручной механизм надо крутить самому, мелодия перестанет звучать, как только вы перестанете крутить ручку.
Заводной механизм заводится ключом и мелодия звучит пока не кончится завод у пружины.

Немного из истории

Музыкальные автоматы были известны и в эпоху раннего средневековья на арабском востоке и в Византии.
В начале 18 века, в странах западной Европы, искусство создания часовых механизмов достигает высокого уровня.
Можно сказать что музыкальная шкатулка берет свое начало от музыкальных табакерок.
Первый музыкальный механизм был сделан в Женеве часовщиком Антуаном Фавром в 1796 году, он встраивал эти механизмы в часы или флаконы из под духов. Эти музыкальные табакерки легко помещались в карман.

Уже менее чем через 20 лет, в 1815 году, в Швейцарии открылся первый завод по производству музыкальных шкатулок. Они могли быть как крошечными, так и размером с сервант. Размер, конечно, влиял и на звук, чем больше была шкатулка тем громче и приятнее он был.

В самых первых музыкальных шкатулках использовали металлический диск. Механизм с использованием валика стали делать в начале 19 века, как раз ближе к 1815 году. Но интересно, что до 80-х годов всевозможные валики и барабаны использовали активно, затем в серийных моделях стали использовали взаимозаменяемые стальные и даже картонные диски, так как их изготовление было значительно проще.

В конце 19 - начале 20 века дальнейшее развитие получили автоматы на бумажной перфоленте. Это были приставки к фортепиано, а затем и автоматические пианино и рояли, они назывались пианорепродукторами и позволяли слушать игру знаменитых пианистов, записанную на бумажной перфоленте. В тоже время появились и граммофоны, которые могли воспроизводить голос.

Старинные музыкальные механизмы работают спустя и сотню лет и могут радовать своих хозяев чудесными мелодиями, изысканным внешним видом и наверняка доброй памятью.

Раздел: 
ОЦЕНИТЕ МАТЕРИАЛ: 
Среднее: 4.2 (15 голоса)