Устройство кондиционера

Жарким, душным летом так хочется глотка прохладного, свежего воздуха! Неспроста в прокаленных солнцем «городских джунглях» оборудованные кондиционерами здания воспринимаются как своего рода климатические оазисы. Мы пользуемся этим благом цивилизации, даже не задумываясь об устройстве кондиционера, не пытаясь понять, почему такой небольшой, по сути, прибор способен настолько изменить температуру в помещении и спасти от удушающей жары. Но на самом деле все не так сложно, как может показаться. Итак, давайте поближе познакомимся с этим «генератором прохлады».

А что у него внутри?

Конструктивно любой кондиционер (впрочем, как и морозильная камера или холодильник) состоит из нескольких основных блоков:

  • Компрессор. Он обеспечивает движение охлаждающего вещества (его также называют хладагентом, чаще всего для этих целей используется фреон) внутри замкнутого контура и нагнетает определенное давление, которое необходимо для конденсации хладагента.
  • Конденсатор. Этот блок располагается за пределами охлаждаемого помещения (именно его вешают снаружи на стену здания). Здесь хладагент переходит из газообразного состояния в жидкое (конденсируется) отдавая при этом свое тепло конденсатору.
  • Испаритель. Представляет собой внутренний радиатор, который выполняет функции, обратные конденсатору. Здесь происходит испарение хладагента.
  • Терморегулирующий вентиль. Используется для понижения давления охлаждающего вещества и устанавливается перед испарителем.
  • Вентиляторы конденсатора и испарителя. Обдувают соответствующие блоки, увеличивая тем самым разницу температур и усиливая теплообмен.

Как это работает

устройство сплит-системыВсе мы помним, что при конденсации жидкость отдает тепло, нагревая окружающие предметы, а при испарении – наоборот, забирает тепло и охлаждает соприкасающиеся с ней поверхности. Именно на этом принципе основано действие любого охладительного прибора, от домашней морозильной камеры до промышленного рефрижератора. Как устроен кондиционер мы уже немного разобрались, теперь выясним, как же он все-таки работает.

Прежде всего, почему же в качестве хладагента в основном применяется фреон? Потому, что этот газ кипит в условиях комнатной температуры и нормального атмосферного давления, причем при изменении давления газа меняется и его температура кипения. Испаритель, в котором и происходит переход фреона в газообразное состояние, располагается во внутреннем блоке кондиционера (в том самом, который монтируется внутри помещения). Установленный в том же блоке вентилятор прогоняет через испаритель забранный из помещения горячий воздух. Этот воздух отдает свое тепло фреону и выходит наружу уже охлажденным.

А разогретый хладагент попадает в конденсатор внешнего (уличного) блока и конденсируется под действием давления, созданного компрессором. При этом габариты и рабочие характеристики конденсатора и испарителя обязательно выбираются таким образом, чтобы весь фреон полностью переходил из одного состояния в другое. Здесь стоит заметить, что вообще все устройство конкретной модели кондиционера просчитывается под заданную мощность и изделия с разной мощностью практически не имеют одинаковых деталей.

Компрессор нагнетает давление заданной величины, достаточное для того, чтобы при стандартной температуре хладагент успевал полностью перейти в жидкость. Далее он проходит через специальную капиллярную трубку, давление в которой значительно меньше. С понижением давления фреон начинает закипать, поэтому все трубки кондиционера тщательно утепляют, чтобы избежать теплопотерь, а значит, и снижения производительности.

Далее кипящий хладагент попадает в обдуваемый горячим воздухом испаритель и происходит основной теплообмен. Стремительно повышается интенсивность кипения, фреон испаряется, а температура продуваемого воздуха также стремительно понижается.

Внешний вид

Внешний вид кондиционераЕсли как устроен кондиционер знают далеко не все, то его внешний вид ни для кого не секрет. Причем внутренние блоки могут иметь самый причудливый дизайн, но суть всегда одна: под красивым корпусом скрываются испаритель и вентилятор. Ну и, конечно же, именно в «комнатном» блоке находится вся электроника, отвечающая за настройки прибора и удобство его использования.

Внешний же модуль выполняется в виде металлического ящика, в котором собраны вентилятор, конденсатор, компрессор и капиллярная трубка. Кроме того, в уличном корпусе обязательно есть специальные отверстия для воздушного потока. Но кондиционер – это не только красивый внутренний модуль и «ящик» внешнего блока. Ни одна сплит-система не будет работать без соответствующих коммуникаций.

Эти коммуникации представляют собой две теплоизолированные медные трубы (для жидкого и газообразного хладагента), а также силовые кабели электропитания. Имеется у кондиционера и особая дренажная трубка, предназначенная для отвода влаги от испарителя. Обращали внимание, что из-под внешних блоков часто капает вода? Так вот это именно та влага, которая образуется в испарителе при охлаждении в нем воздуха. Чтобы она не выливалась из «комнатного» модуля ее отводят в дренажную трубку. А саму трубку, как правило, просто выводят на улицу, куда вода вытекает самотеком.

В заключение предлагаем посмотреть интересной ролик об устройстве кондиционера от телеканала Discovery.

Раздел: 
ОЦЕНИТЕ МАТЕРИАЛ: 
Среднее: 5 (1 голос)